Ок, Тилль использует фанеру.
читать дальше
Особую, концертную, записанную исключительно под него. В каких-то песнях она как обычная подложка (эхо, усилитель голоса в определенном месте, ускоритель и т.д.), в каких-то - откровенная фанера, когда выключается микрофон и в зал выводится запись.
Очень заметно фанеру на выступлении Рок ам Ринг 2010 в песне Ich tu dir weh. Во-первых, обложались звуковики: не выключили микрофон, и на публику лился голос Тилля живой, как он есть, и голос Тилля, как он есть на альбоме в этой песне. То есть, я допускаю, что публика-то как раз ничего и не заметила, но в записи этого выступления, не услышать эту оплошность может только глухой. А во-вторых, опростоволосился сам Тилль, засунувший микрофон в рот (чтобы высвободить руки и "полить" Флаке искрами) в тот момент, когда последние слова песни еще звучали.
Помимо, этого фанера присутствует на выступлении всеми любимого Volkerbal на песне Stein um Stein, которая один-в-один повторяет трек с альбома. Я сравнивала.
Ну а про тур LIFAD я вообще молчу. Фанера есть на Rammlied, в уже упомянутой Ich tu dir weh, в Bückstabüe, Mann gegen Mann. Это то, что я смотрела и слушала. Я этот тур мало просматривала, чисто из личных убеждений, поэтому выделить могу только эти песни.
В Made in Germany фанера тоже есть. Опять же - кричалка-фраза "Mann gegen Mann" и "Schwuuuulaaa", кричалка-слово "Mutter". В этом туре, кстати, под чисто фанеру исполняются, по-моему, только песни, которые они играют на маленькой сцене. В других лишь только по фразе-другой. Но юзание фанеры на этой сцене я оправдываю для себя просто: это было нужно технически.
Если говорить вкратце, то всем известно, что звук в зал идет с отставанием, совсем-совсем небольшим, но его достаточно, чтобы сбивать музыкантов в нужного ритма. Чтобы этого не случилось, им (музыкантам) выделяется отдельный канал на звуковом пульте, чтобы они могли слышать себя без помех. Через наушник они слышат друг друга, и играют в общем-то без всяких ляпов, которые могли бы случаться, если бы их отвлекал орущий хор, собственная музыка, которая выводится в зал и прочие левые звуки.
Раммштайн работает по этой же системе. Все, кроме Тилля. Он не носит наушников, он подстраивается под ту музыку, что выводится на сцену через колонки, и самое главное - он слышит своей голос таким, какой он идет в зал. Вот откуда его длинные "sonnnnnnnnneeeeee" и т.п.
Теперь, что касается маленькой сцены. На ней Раммы оторваны от своих усилителей, колонок и прочих штук, которым я не знаю названия, но которые им очень нужны. И вот тут вступает в действие Её Величество радиомониторная система. Уж и заумная же штука) Опять же - если вкратце, это штука воспроизводит в собственных ушах музыку и твой же голос. Это хорошо, с одной стороны, потому что, пока до Тилля долетела бы одна фраза, уже вторую нужно начинать. Но и кошмарно, с другой - ты полностью изолирован от внешних звуков, как в банке находишься. И если музыканты так и работают весь концерт, им привыкать не к чему, то Тиллю приходится перестраивать себя кардинально. А он у нас человек-консерватор, ему такие перемены не по душе) И реально - лучше пооткрывать рот под фанеру (так, по крайней мере, он точно знает, что не слажает), чем дрочится с новой системой.
Так, это было печально. Но есть же и положительная сторона?)
На самом деле есть. Возможно, она на первый взгляд и не выглядит радужно-радостной, но это - факт. И против него не попрешь.
Раммы неоднократно подчеркивали, что их выступления - как спектакль Шекспира - идет без заигрывания-общения с залом, и должен исполняться на высший балл. Что такое концерты Раммштайн? Это - мега-крутые шоу, где все завязано воедино: музыка, голос, песни и внешние атрибуты (пиротехника, свет, штуки типа биг-члена или вентиляторов). Если не будет хоть одного элемента - это будет уже не концерт Раммштайн. Об этом опять же не раз подчеркивала сама группа.
Так вот. Представим себе на миг, что Тилль хрипато орет в микрофон, или не вытягивает в нужных местах, или тупо забивает на куски песен и отдает их петь залу. Во-первых, охуеет публика. Во-вторых, охуеют сами Раммы. В третьих, охуеет их менеджмент и даже Юни. И что получается? Что никому такое положение дел не нужно. И дело не в потерянных деньгах, дело - в самом отношении "группа-зал". Бессмысленным станет их заявление "наш концерт - это игра актеров Шекспировского театра". Это все равно, как если вместо Ромео пели бы балконы, а вместо Джульетты - партер.
Тилль с шоу так НИКОГДА не поступит. Этот маньяк идеального концерта будет хоть ВСЕ песни петь под фанеру, если того потребует шоу. Он пойдет на поводу формы, пренебрегнув содержанием. Show must go on.
И, знаете, я его понимаю. Коллизей должен оставаться Коллизеем. Чего бы этого не стоило.